Главная » 2015 » Сентябрь » 1 » ОТЧЕТ О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
21:10
ОТЧЕТ О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 Система образования района имеет свою историю, традиции, богатый опыт, педагогические коллективы по мере возможности стараются решать вопросы модернизации образования путем введения в учебно - воспитательный процесс новых технологий, эффективных методов педагогической работы.

 Муниципальная образовательная система – крупнейшая отрасль в районе, это 65 общеобразовательных учреждений: 20 средних школ, 2 лицея - интерната, 1 лицей; 7 основных общеобразовательных учреждений, 37 учреждений являются филиалами. Также в районе функционируют 4 учреждения дополнительного образования, 2 детских оздоровительных центра.

 В последние годы структура системы образования района меняется, основная причина - малочисленность контингента обучающихся. Так, за последние 10 лет количество детей сократилось в 2 раза, а за последние 3 года их количество уменьшилось на 411человек; выводы очевидны, неизбежны оптимизационные процессы.

 В целях сохранения сети образовательных учреждений введена практика создания филиалов. Создаются базовые школы; укрепляется материально- техническая база, из 20 школ организован подвоз обучающихся. В этом плане нас беспокоит вопрос морального устаревания автобусного парка. В районе наблюдается приток учащихся в городские школы. В этом году за школьные парты по прогнозам сядут 1075 первоклассников (в прошлом году в первых классах обучались 1032 ученика).

 Задача учреждений дошкольного образования сохранить и развить индивидуальность, любознательность, творческие способности ребенка.

 Сеть учреждений дошкольного образования представляют 14 дошкольных образовательных учреждений и 48 групп дошкольного образования при школах. Охват услугами дошкольного образования с 1 до 7 лет составляет 58 %, с 3 до 7 лет – 70 %.

 Ведется большая работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации, в части ликвидации очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения.

 Увеличение количества дошкольных мест стало возможным благодаря развитию различных вариативных форм. Открыты группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады: от года до 3 лет и группы по предшкольной подготовке от 4 до 7 лет, также организовано предоставление гувернерских услуг.

 Особое внимание уделяется воспитанию и развитию, а также социализации и адаптации в обществе детей с особенностями в развитии: на базе дошкольных учреждений функционируют 11 логопунктов и 1 коррекционная группа. В 7 ДОУ работают педагоги - психологи. Коррекционным образованием охвачено 236 детей.

 Активно участвуют дошкольные образовательные учреждения в экспериментальной работе, что позволяет значительно повысить качество дошкольного образования. ЦРР - детские сады «Кубэлэк», «Звездный», лицей №4 г. Баймак являются базовой площадкой кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы и работают по нескольким приоритетным направлениям. Результатом совместной деятельности являются методические пособия, ценный опыт педагогов-воспитателей, а главное – внедрение наработанной практики в повседневную деятельность дошкольных образовательных учреждений.

 В мае 2015 года на базе данных учреждений провели Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием по вопросам гражданско-патриотического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пленарной части конференции в режиме онлайн приняли участие представители вузов-партнеров БГПУ им. М.Акмуллы – из Таджикистана, Казахстана, Турции и городов Саратова и Томска.

 Улучшение качества дошкольного образования в развитии детей, прежде всего, зависит от согласованных действий семьи и детского сада. В данном направлении хорошо работают коллективы детских садов «Сулпылар» с.Ст.Сибай, «Айыукай», «Сказка» г. Баймак.

 В районе уделяется серьезное внимание созданию условий для дошкольников. В этом году более 2 млн. рублей были использованы на создание условий для дошкольных групп в школах.

 Результативность деятельности образовательных учреждений, в первую очередь, определяет успеваемость и качество обучающихся. По району успеваемость по итогам года составляет 99,7%, качество знаний - 47%, в прошлом году эта цифры 99,8 % и 46 % соответственно.

 Хочу акцентировать ваше внимание на то, что в этом году в 5 классы придут дети, которые обучались по новым стандартам. Основные принципы федеральных государственных стандартов – принцип преемственности и принцип развития, об этом необходимо помнить.

 Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.

 Обучением и воспитанием занимаются 631 учитель, 93,3% которых имеют высшее образование, среднее специальное образование - 6,6 %. Серьезное внимание уделяется курсовой подготовке учителей: 275 учителей - предметников повысили свои квалификации, 467 учителей района прошли курсы по ИКТ; таким образом, на сегодня имеем 100 %-ый охват курсовой подготовкой по информационным технологиям.

 В школах основной костяк составляют учителя со стажем 20 и более лет, средний возраст – 42 года. В последние годы в школах нет приема молодых специалистов, так, за последние 3 года доля молодых специалистов составила 3,3 % от общего числа учителей.

 Оснащенность школ современным компьютерным оборудованием по сравнению с 2012 годом возросло в 2 раза, в районе функционируют 53 компьютерных класса. В образовательном процессе используются более 1300 единиц компьютерной техники, уровень оснащенности общеобразовательных учреждений учебной компьютерной техникой составил один компьютер на 6 учащихся.

 Все образовательные учреждения района имеют свои официальные сайты.

 В текущем учебном году учителями района проведено 75 дистанционных уроков, активно внедряется проведение совещаний с руководителями в форме видеоконференции.

 Школьники активно участвуют в конкурсах по информационным технологиям: в 2015 году наши обучающиеся заняли 7 призовых мест на республиканском этапе конкурса «КРИТ-2015».

 Вывод следующий: необходимо повысить эффективность использования имеющегося компьютерного оборудования в образовательной деятельности, активно внедрять электронные образовательные ресурсы, работать по созданию медиаресурсов.

 В районе успешно реализуется программа «Одаренные дети».

 Широкое развитие получило и олимпиадное движение. Ежегодно на школьном этапе принимают участие более 2000 учащихся, на муниципальном этапе в этом году приняли участие 690 учащихся 4-11 классов.

 Ученик школы №2 Астафьев Рустам на республиканском этапе олимпиады по астрономии второй год становится призером. Он же стал участником республиканского конкурса «Я - лидер» и удостоился поездки во всероссийский лагерь «Орленок».

Отрадно, что наши учащиеся занимают призовые места на республике по башкирскому языку, истории и культуре Башкортостана: в этом году призерами стали обучающиеся школы №1 города, с.Тубинский, Баймакского лицея-интерната, лицея №4 г.Баймака. Результаты выступления обучающихся на республиканской олимпиаде в прошлом году были более существенными: 9 призовых мест, в этом году – 6.

Наши учащиеся с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью. Интересные исследовательские проекты были представлены на районный конкурс из школ №1, №2, лицея №4, Баймакского лицея-интерната, с. Акмурун, Билялово, Ст.Сибай, Куянтаево, 1-е Иткулово, 2-е Иткулово, Ишмурзино, Ишеево, д.Баимово; обучающиеся этих школ признаны самими лучшими. Наши ученики ежегодно успешно выступают на республиканском конкурсе исследовательских работ в рамках МАН: в прошлом году завоевано 6 призовых мест, в этом году – 2 (учащиеся д.Уметбаево, Баймакского лицея-интерната).

В этом году ЕГЭ прошел без нарушений; во-вторых, уменьшилось количество выпускников, не преодолевших минимальный порог баллов по предметам; по сравнению с прошлым годом повысился средний балл по русскому языку.

В то же время по всем общеобразовательным предметам средние баллы по району ниже среднереспубликанских показателей, по русскому языку разница составляет 4,2 балла; по профильной математике - 4 балла, по обществознанию- 4,4 балла; по биологии – 6,4; по информатике – 10 баллов.

Из 296 выпускников, выбравших экзамен по математике профильного уровня, 90 выпускников не преодолели минимальный порог баллов. Слабые результаты по математике профильного уровня у выпускников школ с.Абдулкаримово, 1-е Иткулово, Тубинский, Яратово, Юмашево, д.Сайгафар.

Базовый уровень по математике сдавали 259 человек, 14 выпускников не смогли набрать требуемое количество баллов, низкую успеваемость показали выпускники школ с.1-е Иткулово, Юмашево, д.Сайгафар.

Выросло число выпускников, не преодолевших минимальный порог по биологии, на 17,8%; по обществознанию - на 26, 5%; физике - на 11,7%. Так, из 4-х выпускников с.Абдулкаримово, выбравших предмет обществознание, трое не преодолели минимальный порог; все 5 выпускников с.1-е Туркменово, выбравших этот предмет, не сдали экзамен. Такие же примеры можно привести по Тубинской школе, по с. Юмашево; слабые знания предмета «биология» у учащихся с.Абдулкаримово, д.Кульчурово, с.Юмашево.

С сожалением приходится констатировать, что 10 выпускников 11-х классов не получили аттестат, таковы итоги 11-летнего пребывания этих учащихся в школе.

По итогам основного государственного экзамена успеваемость по математике составила 98,4%, качество знаний - 58%; по русскому языку - 98,8% при качестве 46,5%.

Государственная итоговая аттестация показала необходимость перестройки системы подготовки учащихся к экзаменам, что требует более качественную, индивидуальную и дифференцированную работу с учениками, постоянную и конкретную работу с родителями по повышению мотивации учащихся.

Сеть учреждений дополнительного образования в районе сохранена: работают 190 различных объединений, охват составляет 78%. Расширение сферы дополнительного образования детей идет за счет открытия филиалов на базе сельских школ, также ведется целенаправленная работа по созданию единой воспитательной системы «дошкольное учреждение - школа - учреждение дополнительного образования детей».

В системе дополнительного образования детей заняты 162 педагога и тренеров-преподавателей. Качество работы педагога - это достижения его воспитанников, что доказывают ученики Мукаева Рината Ириковича - тренера по баскетболу, Байзигитова Урала Нурбаковича - тренера по борьбе «курэш», тренеров по боксу Евстегнеева Алексея Константиновича, Сарина Гайфуллы Файзулловича, педагогов Ярмухаметовой Лилии Газизьяновны, Байзигитовой Розы Салихьяновны, Шамсутдиновой Ольги Андреевны.

Победа команды девушек «Шторм» по баскетболу среди команд республики, затем - первое место в Приволжском Федеральном округе и достойное 5 место в российском первенстве школьных команд чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС БАСКЭТ», также победа в первых всемирных играх юных соотечественников в г. Сочи по стритболу - одно из самых ярких спортивных событий в районе.

Воспитанники ЦДТ стали победителями на конкурсе «Жемчужины Башкортостана», завоевали гран - при на конкурсе «Весенняя капель», призовые места на конкурсе исследовательских работ «Дорогами Отечества» (школы д.Уметбаево, с.Бекешево), призовое место на всероссийском конкурсе «Золотой сапсан».

На республиканской научно - технической олимпиаде команда станции юных техников заняла второе место, юные экологи стали дипломантами конкурсов: «Живая вода Башкортостана», «Арт - старт», «Зеленая планета -2015», «Подрост».

Проблема в системе дополнительного образования - кадровая -нужны молодые, перспективные, увлеченные педагоги.

В стандартах нового поколения уделяется серьезное внимание патриотическому воспитанию. Одним из важных событий года стало празднование 70- летия Великой Победы. Много запоминающихся, светлых, душевных мероприятий было проведено в каждом образовательном учреждении: встречи, акции, конкурсы, концерты.

Активно участвовали наши учащиеся и на республиканских мероприятиях, так, Сайфуллина Зухра - ученица Бекешевской школы - стала победителем республиканского образовательно-патриотического проекта «Я -Гражданин великой страны», награждена медалью « Патриот страны».

Важным событием года стало открытие стелы «Учителю - воину», которое состоялось в преддверии празднования 9 мая. Открытие мемориальной доски на здании отдела образования в честь первого заведующего РОНО Адигама Чанышева; увековечивание памяти полного кавалера ордена Славы, учителя-воина Алибаева Адигама Галеевича в школах с. Юмашево, д. Муллакаево – это только маленькая часть масштабных мероприятий, которыми был наполнен прошлый год.

В рамках реализации Федеральной программы «Доступная среда» в общеобразовательных учреждениях ведется поэтапная работа по созданию необходимых условий для обучения детей-инвалидов. В школах №1 г.Баймака, с.Темясово, Нигаматово созданы условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В данный момент ведутся работы по созданию условий для инклюзивного образования в школе №2 города, в школах с. 1- Иткулово, Тубинское, 1-е Туркменово.

Необходимо продолжить развитие инфраструктуры каждого учреждения в соответствии с современными требованиями.

Просмотров: 676 | Добавил: ROO | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОБРАЗОВАНИЕ
НАШ АДРЕС
РОССИЯ, РЕСП. БАШКОРТОСТАН
453630, Баймакский район, г.Баймак
ул. Горького, д.26



+7 34751 3-14-85 bgroo@mail.ru
СХЕМА ПРОЕЗДА