Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Концепция системы электронного образования в образовательных учреждениях муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан на 2013 - 2017 годы 
 

Регламент предоставления информации о реализации муниципальной услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости»

 
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. n ап-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»

«Считаю, что нам необходимо взять на вооружение модель так называемого «смарт-общества» или «умного» общества, обеспечив поэтапную реализацию в жизни его основных принципов. Я понимаю, что пока этот термин не получил широкого распространения в публичной риторике. Однако, если мы хотим быть регионом-лидером, то не должны бояться стать одними из первопроходцев. Устаревшие подходы уже неэффективны. И если мы не будем ставить высокие цели, не пойдем на внедрение серьезных новшеств, то рискуем отстать. Модель «умного» общества – это своего рода инструмент изменения  качества жизни, алгоритм создания с помощью современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обитания».

_______________________________________________

Глава Республики Башкортостан 

Рустэм Закиевич Хамитов (из ежегодного Послания Президента Башкортостана к Госсобранию – Курултаю РБ от 29 ноября 2012 года).

 

Развитие электронного образования в Баймакском районе

Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования, в условиях повсеместного использования глобальных информационных сетей, возможностей телекоммуникационного общения для создания и передачи знаний, первостепенной становится задача информатизации всех сфер человеческой деятельности, и особенно образования.

Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества.

Использование в образовательных учреждениях современных информационных и коммуникационных технологий дает потенциально новые возможности для изменения образовательного процесса и формирования разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так в интересах общества. ИКТ представляют собой инструмент, позволяющий всем субъектам образовательного процесса качественно изменить методы и организационные формы своей работы.

Применение современных информационных технологий в сфере образования предъявляет новые профессиональные качества преподавателю, такие как: руководить самообразованием учащихся, создавать творческую атмосферу и др.

Целью информатизации образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании через предоставление всем участникам образовательного процесса принципиально новых возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.

Основной целью программы по информатизации системы образования муниципального района является развитие инфраструктуры единого информационного образовательного пространства системы образования муниципального района как субъекта республиканской и российской информационной образовательной системы.

Информатизация системы образования включает четыре основных направления: оснащение средствами информатизации (компьютеры, мультимедиа, Интернет, лицензионные программы) и их модернизация; подготовка кадров в области информатизации (учителя, администрация школ); использование средств информатизации в обучении и воспитании (конкурсы, олимпиады, использование Интернет); информационно-коммуникационные технологии в управлении.

Работа МБУ РЦПИ (Районный центр педагогической информации) отдела образования в 2012-2013 учебном году велась согласно направлениям информатизации системы образования Республики Башкортостан.

Первоочередными задачами МБУ РЦПИ отдела образования в сфере информатизации системы образования района являются:

1.   Формирование информационно-технологической инфраструктуры районной системы образования, предоставление на её основе качественных образовательных услуг и обеспечение высокого уровня их доступности за счет оснащения образовательных учреждений информационно-коммуникационным оборудованием — современными компьютерами, мультимедийным, и интерактивным оборудованием, создания ЛВС (локально-вычислительных сетей) образовательных учреждений;

2. Обеспечение доступа образовательных учреждений к сети Интернет, стимулирование и организация массового и эффективного использования ИКТ в образовательной деятельности, внедрение в учебный процесс обучающих программ и электронных образовательных ресурсов в основных предметных областях;

3.   Создание единой районной информационно-образовательной среды;

4.   Повышение квалификации педагогов в области информатизации образования (методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка);

5.   Повышение эффективности управления образованием на основе ИКТ;

6.   Обеспечение доступности информации о деятельности ОУ в сети Интернет;

7. Создание системы дистанционной поддержки образовательного процесса, ориентированной в первую очередь на детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, одаренных и мотивированных к дальнейшему продолжению обучения детей.

8. Организация регулярной методической поддержки педагогических кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий, а также поддержка инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Информационное образовательное пространство района включает в себя все структуры отдела образования, 75 общеобразовательных учреждений, 30 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования.

Нормой нашей профессиональной жизни становится информационная открытость школы, прозрачность ее деятельности, широкая информированность общественности об основных результатах и проблемах системы образования. В связи с этим каждая школа района имеет свой официальный сайт. А также в текущем учебному году силами специалистов МБУ РЦПИ отдела образования были разработаны и размещены в сети Интернет 30 сайтов для всех дошкольных образовательных учреждений района.

В прошедшем году много внимания уделялось приведению сайтов образовательных учреждений в соответствие с требованиями Закона об образовании и Постановления Правительства РФ от 18 апреля 2012 г. N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении". Мониторинг сайтов, проведенный в начале июня 2013 года показал, что часть школ ответственно подошли к формированию сайта. Проблемами этого направления информатизации является недостаточная компетентность педагогов в вопросах создания и обновления сайтов. В целях соблюдения информационной безопасности на все компьютеры в образовательных учреждениях установлены персональные контент-фильтры, используя черные и белые списки, разрешенных и запрещенных сайтов Министерством образования и науки РФ. 80% образовательных учреждений подключены к сети Интернет скоростью не менее 1 Мб/сек. В районе создана единая информационная образовательная система ведения электронного документооборота, которая обеспечивает оперативный обмен информацией между муниципальным отделом образования, региональными учреждениями управления образованием и образовательными учреждениями района.  Имеют электронные адреса и активно используют электронный документооборот в районе 100% образовательных учреждений (75 школ, 30 детских садов, 2 лагеря, 4 учреждения дополнительного образования детей). В районе 48 (75%) образовательных учреждений имеют действующие локально – вычислительные сети. Информация об учреждениях района (города) на портале edu02.ru в соответствии с рекомендациями по заполнению портала размещена 100%. 

По данным Районного узла связи на 24.10.2013г.:

85,7% школ, имеют доступ к сети Интернет < 1 Мбит/с;

6,4% школ, имеют доступ к сети Интернет < 256 Кбит/с;

7,9% школ, имеют доступ к сети Интернет < 128 Кбит/с;

В целом скорость сети Интернет в школах района низкая, что не позволяет в полной мере организовывать коллективную онлайн-работу обучающихся и преподавателей, в том числе с использованием систем дистанционного обучения. При том оплата за услуги сети Интернет остается неизменной, то есть 1500 руб. в месяц. Причина не полного перевода школ на скорость свыше 1 Мбит/с, исходя из ответного письма ОАО «Башинформсвязь», заключается в технической проблеме прокладки оптоволокна, что требует времени.

Применение электронных учебников.

Во всех школах района частично применяются электронные учебники в учебном процессе. Школы, наиболее активно использующие эл. учебники: МОБУ лицей №4 г.Баймак, МОБУ СОШ №2 г.Баймака, МОБУ СОШ с.1-е Иткулово, МОБУ СОШ с.Темясово. Причиной медленного внедрения данного направления информатизации в сельских школах является боязнь использования новых технологий в процессе обучения, кроме того постоянное использование электронных устройств на уроке нарушает требование действующих санитарных норм и правил. Решением данной проблемы является проведение обучающих семинаров пользованию эл. учебниками, что запланировано на 2013-14 год сотрудниками МБУ РЦПИ отдела образования.

Применение дистанционных технологий.

В сентябре 2013 года Министерством образования Республики Башкортостан планируется запуск образовательного портала – edu02.ru, созданного в целях организации системы  дистанционного образования Республики Башкортостан, а также в целях повышения информационной открытости республиканской образовательной системы.

По проекту организации дистанционного обучения (ДО), реализуемого в рамках комплекса мер по модернизации общего образования, планируется установка и настройка на серверах ДО системы объединенной коммуникации, что позволит объединить в единую информационную сеть все общеобразовательные учреждения района. Для этих целей школам: МОБУ СОШ с.Аумурун, МОБУ СОШ №1 г.Баймак Министерством образования выделено 2 компьютерных класса по 10 компьютеров и  3 сервера стоимостью более 250 тысяч рублей.

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования Республики Башкортостан в 2011/2012 учебном году получен сервер дистанционного образования (СДО), который может дать каждой школе района возможность применять такие дистанционные формы обучения, как телеконференции, открытые уроки, вебинары.

В сентябре 2013 года начата работа по организации сервера дистанционного обучения. В настоящий момент завершена работа по внутришкольной локальной сети на базе МОБУ СОШ №1 г.Баймака– программные компоненты: почтовый сервер (Microsoft Exchange Server 2013) и сервер объединенных коммуникаций (Microsoft Lync Server 2013) работают. Продолжается работа по выводу данного сервера в сеть Интернет – почтовый сервер (Microsoft Exchange Server 2013) соединяется с сервером МО РБ, идет настройка сервера объединенных коммуникаций (Microsoft Lync Server 2013).    

Кроме того, данная система решит проблему создания сайтов образовательных учреждений республики, сегодня сайты учреждений образования созданы в основном на бесплатных почтовых серверах, частично информация представлена на образовательном портале.

Продолжается оснащение школ современным учебным оборудованием. В районе 52 компьютерных классов. В 2012/13 учебном году осуществлена  поставка 15 компьютерных классов – на один класс по 12 компьютеров и 61 комплект учебно-лабораторного оборудования для кабинета начальных классов, в которые входят: ноутбуки учителю, проектор и интерактивная доска, акустическая система, документ-камера. Дополнительно в ноябре 2013 года осуществлена поставка 18 компьютерных классов  для 18 школ района по 5,7 и 10 компьютеров в классе.

По состоянию на август 2013 года в районе в учебном процессе используются 1136 компьютеров, уровень оснащенности общеобразовательных учреждений учебной компьютерной техникой составил 7,5 учащихся на один современный персональный компьютер. Данный показатель положительно характеризует ситуацию в сравнении с предыдущими годами: 2011 год – 17, 2012 год - 16. Однако достигнутый уровень нельзя характеризовать как достаточный, необходимо более быстро  реагировать на устаревание компьютерной техники. В настоящее время в образовательных учреждениях района имеется 93 интерактивных досок, 162 мультимедиапроекторов и другое периферийное оборудование.

По сравнению с 2010 годом количество учреждений общего образования, имеющих учебное компьютерное оборудование, возросло на 48%.

В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования, а также районной целевой программы «Информатизация системы образования муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан на 2014-2016 годы» Министерством образования РБ для учителей района в 2012 году было выделено 500 ноутбуков на общую сумму более 7 млн. рублей. Количество выделенной техники зависело от количества учителей в районе и от того, насколько активно они используют информационно коммуникационные технологии  в образовательном процессе. Количество полученной техники нашим районом — одна из самых высоких цифр в Республике. И, в первую очередь, это  заслуга наших учителей. Данное компьютерное оборудование подключено к сети Интернет и используется только в учебных целях, а именно: использование в процессе обучения электронно-образовательных ресурсов, как разработанных самими учителями, так и скаченных с сети Интернет; использование вспомогательных лицензионных программ для облегчения деятельности учителя; разработки уроков; ведение электронных журналов, дневников; демонстрация презентаций с использование интерактивных досок, показ видео-уроков; ведение мониторинга успеваемости и качества у обучающихся; участие в вебинарах.  При выездных проверках, методистами Районного центра педагогической информации и Методического кабинета отдела образования проверяется целевое и эффективное использование ноутбуков учителями.

В ходе исследования по образовательным учреждениям получены следующие результаты:

1. Доля школ, не имеющих компьютерных классов, составляет  14,2%.

2. Доля школ, не имеющих общешкольной локальной сети, составляет 25%.

3. Доля учителей района, владеющих ИКТ, составляет 87,2%.

4. Доля школ, где информационные технологии используются для ведения делопроизводства, составляет 100%.

По Распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р  об обязательном переходе исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, отделом образования райадминистрации в школах района ведётся внедрение проекта «Дневник.ру», а также программного модуля «РОСТ».

Дневник.ру — единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру совмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальная сеть. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие вузы России.

Технология «РОСТ» разработана согласно требованиям ФГОС. В частности обучение организуется с применением системно-деятельного подхода, при диагностики образовательных достижений обучающихся оценивается предметный, метапредметный и личностный результат. На занятия по технологии РОСТ организуются самодиагностика, самооценка, самокоррекция и рефлексия обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий. Для повышения эффективности управления качеством подготовки обучающихся разработана многоуровневая автоматизированная система управления, позволяющая руководителю образовательного учреждения или специалисту отдела образования оперативно организовывать контроль и получать информацию о качестве обучения. При этом предусмотрены инструменты руководителя для  принятия решений по устранению «пробелов» в освоении образовательных программ. РОСТ позволяет организовать эффективно подготовку обучающихся к ЕГЭ и ГИА и значительно повысить качество предметного обучения.

Определенная работа отводится обеспечению лицензионной чистоты программного обеспечения в образовательных учреждениях. В 2012/13 учебном году приобретены лицензии на Антивирусы на сумму более 100 тысяч рублей, а также с Министерства образования получены лицензии для всех школ на операционные системы, пакеты прикладного программного обеспечения. Кроме того с 2010 года в школах района активизирована работа по внедрению в образовательный процесс пакета свободного программного обеспечения. Во всех образовательных учреждениях используется разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров.

В  районе создаются все необходимые условия для повышения качества профессионального образования по эффективному использованию современных информационных технологий.  Проводится определенная работа по повышению профессионального мастерства педагогов района в области ИКТ; обучающие семинары, практикумы, курсы повышения квалификации. На педагогических советах ОУ обсуждаются вопросы, связанные с внедрением ИКТ в образовательном процессе. Всего в школах района ведут трудовую деятельность 58 учителей информатики. Количество учителей, владеющих информационно-коммуникационными технологиями составляет 87%. С поступлением компьютерного оборудования в образовательных учреждениях района педагогические работники активно стали использовать его в своей профессиональной работе. В образовательном учреждении появляется большое количество презентаций и проектов учителей и учащихся, методических разработок уроков с применением ИКТ и ресурсов Интернет. С каждым годом увеличивается количество педагогов, владеющих ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования помогает учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Кроме того, применение ИКТ в образовательном процессе является одним из критериев при аттестации педагогов на квалификационные категории. В районе значительно выросло количество учителей, использующих возможности сети Интернет в урочной, внеурочной  и проектной деятельности, электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, виртуальные лаборатории, контроль знаний с помощью электронных продуктов.

 Наряду с этим, работа по внедрению информатизации в образовательный процесс требует дальнейшего продолжения и активизации. Наиболее существенными проблемами остаются следующие:

недостаточное оснащение компьютерной техникой в общеобразовательных учреждениях, в особенности в дошкольных образовательных учреждениях;

в ряде школ низкая скорость доступа к сети Интернет (до 256кБит/с), что не позволяет в полной мере организовывать коллективную онлайн-работу обучающихся и преподавателей, в том числе с использованием систем дистанционного обучения;

отсутствие технических специалистов;

В течение 2012/13 учебного года на сайте отдела образования был организован опрос учителей района по проблемам информатизации системы образования. На вопрос: «С какими трудностями вам приходится сталкиваться при использовании ИКТ в процессе обучения детей?», 24% учителей выбрали пункт «Не достаточное знание основ компьютерной грамотности», 38% - «Устаревшее или недостаточное техническое оборудование», 21% - «Низкая пропускная скорость сети Интернет», 17% - «Частое заражение техники компьютерными вирусами, в следствии – поломка техники».

Для решения современных задач развития информатизации в районе в ближайшей перспективе необходимо:

продолжить работу по привлечению в сферу образования дополнительных бюджетных (федеральные программы и проекты) и внебюджетных средств;

продолжить работу по организации очно-дистанционных курсов повышения квалификации в рамках реализации федеральных проектов;

продолжить реализацию мероприятий районной целевой программы «Информатизация системы образования муниципального района Баймакский район на 2014-2016 годы»;

принять меры по дополнительному оснащению образовательных учреждений средствами информатизации;

продолжить работу по кадровому обеспечению процессов информатизации;

организовать 100% участие учреждений образования в образовательных мониторингах, проводимых Министерством образования и науки РФ.

активизировать работу по созданию медиаресурсов учителями-предметниками, развитию медиатек отдела образования и образовательных учреждений;

совершенствовать работу по поддержке сайтов школ,  детских садов  и сайта отдела образования.

В целом, в районе созданы условия для обеспечения образовательных процессов на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечена компьютеризация всех средних и основных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, городских детских садов и части сельских.

ОБРАЗОВАНИЕ
НАШ АДРЕС
РОССИЯ, РЕСП. БАШКОРТОСТАН
453630, Баймакский район, г.Баймак
ул. Горького, д.26



+7 34751 3-14-85 bgroo@mail.ru
СХЕМА ПРОЕЗДА